В е р о
в а н и я и ш а м а н ы Шаманский бубен.
Бубен - самый
значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и
состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С
внутренней стороны находится вертикальнкая рукоять, за которую
шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также
горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся
всевозможные металлические подвески. На внешнес стороне
кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить
рисунки - шаманскую картину мира. Все важные
камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских
верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен
представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он
олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась
для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман
мог путешествовать на бубне как на коне или олене в
верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи. Для
шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир
к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти
шамана по подземной реке. Если шаману приходилось в
своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами бубен мог
превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего
хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные
подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в
грозное орудие. Но самое главное - бубен помогал
шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание
начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или
очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в
бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые
согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на
подвесках бубна. Считалось, что шаман приобретает
бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами
показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку)
бубна. Наример, кетский шаман чтобы найти нужное дерево
завязывал глаза и шел в лес. Кожа для бубна бралась только со
шкуры специально выбранного животного, которое шаману тоже
указывали духи. Изготовив бубен шаман должен был показать его
верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание -
“оживление бубна”, во время его шаман рассказывал духам о
дереве, из которого сделан бубен и о животном, чья кожа
использовалась и попросить разрешения камлать с этим бубном.
Согласно древним верованиям,
вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в
течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов.
Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит,
заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же
шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него
духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева
рядом с могилой шамана.
читать
дальше |
Внутренняя сторона эвенкийского
бубна (начало 20 века).
Внутренняя сторона якутского шаманского
бубна (начало 20 века).
Бубен селькупского шамана
(начало 20-го века).
Селькупский шаман показывает внутреннюю сторону своего
бубна (начало 20
века).
|