В е р о в а н и я   и    ш а м а н ы
Шаманский бубен.

Бубен - самый значимый шаманский инструмент. Обычно он имел овальную форму и состоял из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальнкая рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешнес стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.
  Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожанного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний(небесный) мир, где обитают добрые духи.
  Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный или подводный) мир к злым духам бубен превращался в лодку , способную везти шамана по подземной реке.
  Если шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.
  Но самое главное - бубен помогал шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание начиналось обычно с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинал бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывали духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетались и рассаживались на подвесках бубна.
  Считалось, что шаман приобретает бубен только по воле или с согласия духов. Духи сами показывали дерево из которого нужно сделать обод (обечайку) бубна. Наример, кетский шаман чтобы найти нужное дерево завязывал глаза и шел в лес. Кожа для бубна бралась только со шкуры специально выбранного животного, которое шаману тоже указывали духи. Изготовив бубен шаман должен был показать его верховным духам, для этого устраивалось специальное камлание - “оживление бубна”, во время его шаман рассказывал духам о дереве, из которого сделан бубен и о животном, чья кожа использовалась и попросить разрешения камлать с этим бубном.
  Согласно древним верованиям, вся жизненная сила шамана была связана с бубном. У шамана в течении жизни последовательно могло быть несколько бубнов. Обычно не более 9. Когда рвался последний бубен, значит, заканчивалась жизнь шамана, он должен был умереть. Если же шаман умирал раньше, то и бубен умертвляли, выспуская из него духов. Обычно его протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана.

 

читать дальше



Внутренняя сторона эвенкийского бубна (начало 20 века).

Внутренняя сторона якутского шаманского бубна (начало 20 века).

Бубен селькупского шамана (начало 20-го века).

Селькупский шаман показывает внутреннюю сторону своего бубна (начало 20 века).
Хостинг от uCoz