В е р о в а н и я   и    ш а м а н ы .
Облачение
.

Во время проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы. Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок. Каждая деталь костюма имела свое особое назначение. Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана, круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не приблизятся к шаману.
  Сам кафтан или плащ сшит так, чтобы человек в нем походил на зверя или птицу. Для этого к рукавам и к нижней части пришивались полоски кожи и ленты. Раскинув руки и танцуя шаман в глазах наблюдателей превращался в мифическое животное или птицу. Наверняка это отголоски того времени, когда шаманы одевались в шкуры животных, исполняя древние охотничьи обряды.
  Головные уборы у шаманов также очень своеобразны. Например эвенкийские шаманы носили на голове металлическую корону с рогами, похожими на оленьи. Путешествуя в потусторонних мирах шаманы в случае опасности превращались в оленя и защищались от злых духов рогами.
  Алтайские и тувинские шаманы одевали на голову повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза и рот. Считалось, что это голова священной птицы, которой становился шаман во время камлания.
  Так же как и бубен шаманское облачение изготавливалось только с разрешения духов. И только через несколько лет, после того как человек начинал шаманить, духи разрешали изготовить плащ. А подвески появлялись на нем постепенно. Шаман знакомился с новыми духами во время путешествия, если они становились помощниками - на плаще появлялись соответствующие подвески.
  У народов Южной Сибири к шаманскому плащу люди, которым помог шаман, пришивали разноцветные ленты в знак благодарности. Если лент много на его одеянии - значит это сильный шаман.
  Полное шаманское облачение было далеко не у всех шаманов. Многие начинающие шаманы не имели ни специального одеяния, ни бубна с колотушкой. Доже старые, но слабые шаманы могли не иметь ритуального облачения, а проводили сеансы в повседневной одежде, пользуясь только священными предметами.

 

читать дальше


Ритуальный фрак и нагрудник эвенкийского шамана начала 20-го века.

Ритуальный плащ якутского шамана (начало 20-го века).


Костюм алтайского шамана (начало 20-го века).


Хорольхон – старший шаман эвенкийского рода Комбагыр в полном облачении (1926 год).