Во время
проведения ритуалов шаманы одевались в специальные костюмы.
Шаманский наряд очень необычен. Шаманский плащ или кафтан
непременно расшит множеством всевозможных лент и подвесок.
Каждая деталь костюма имела свое особое назначение.
Металлические подвески изображали фигурки животных, птиц, или
даже людей, это символы важнейших духов-помощников. Длинные
металлические пластины на рукавах и груди - это кости шамана,
круглые диски разных размеров - сердце, зеркало или щит
шамана. Есть там и изображения солнца и луны, звезд, даже
бубенчики и колокольчики. Считалось, что подвески во время
камлания могут превращаться в реальные предметы или существа и
помогать шаману. Звон колокольчиков и бряцание металлических
подвесок во время камлания создавали дополнительный звуковой
эффект. Считалось, что злые духи боятся звона металла и не
приблизятся к шаману. Сам кафтан или плащ сшит так,
чтобы человек в нем походил на зверя или птицу. Для этого к
рукавам и к нижней части пришивались полоски кожи и ленты.
Раскинув руки и танцуя шаман в глазах наблюдателей превращался
в мифическое животное или птицу. Наверняка это отголоски того
времени, когда шаманы одевались в шкуры животных, исполняя
древние охотничьи обряды. Головные уборы у шаманов
также очень своеобразны. Например эвенкийские шаманы носили на
голове металлическую корону с рогами, похожими на оленьи.
Путешествуя в потусторонних мирах шаманы в случае опасности
превращались в оленя и защищались от злых духов
рогами. Алтайские и тувинские шаманы одевали на
голову повязку с лентами и перьями. На повязке вышивали глаза
и рот. Считалось, что это голова священной птицы, которой
становился шаман во время камлания. Так же как и
бубен шаманское облачение изготавливалось только с разрешения
духов. И только через несколько лет, после того как человек
начинал шаманить, духи разрешали изготовить плащ. А подвески
появлялись на нем постепенно. Шаман знакомился с новыми духами
во время путешествия, если они становились помощниками - на
плаще появлялись соответствующие подвески. У народов
Южной Сибири к шаманскому плащу люди, которым помог шаман,
пришивали разноцветные ленты в знак благодарности. Если лент
много на его одеянии - значит это сильный шаман. Полное шаманское облачение было
далеко не у всех шаманов. Многие начинающие шаманы не имели ни
специального одеяния, ни бубна с колотушкой. Доже старые, но
слабые шаманы могли не иметь ритуального облачения, а
проводили сеансы в повседневной одежде, пользуясь только
священными предметами.
читать
дальше
|
Ритуальный фрак и нагрудник
эвенкийского шамана начала 20-го века.
Ритуальный плащ якутского шамана
(начало 20-го века).
Костюм алтайского шамана (начало
20-го века).
Хорольхон – старший
шаман эвенкийского рода Комбагыр в полном облачении (1926
год). |