В конце 20-х -
начале 30-х годов нашего века советское правительство
развернуло активную антирелигиозную деятельность. В результате
сибирский шаманизм практически полность был уничтожен. У
шаманов отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать,
ссылали и сажали в лагеря, некоторых устраняли физически.
Только немногие, живущие в самых отдаленных районах продолжали
свою деятельность.
Как ни странно именно в это время
началось активное изучение шаманизма учеными-этнографами. За
годы гонений на шаманов многие музейные коллекции пополнились
шаманскими атрибутами, которые и ныне являются гордостью
музейных собраний. Исследователи сделали множество снимков
последних сибирских шаманов, записали их рассказы и
присутствовали на камланиях и праздниках и подробно описали
их. Благодаря этому про сибирский шаманизм известно достаточно
много. Все снимки шаманов, их костюмов и бубнов, которые вы
встретите на наших страницах, хранятся в Новосибирском музее.
Все это предметы приобретенны в 20-30-е годы.
С
90-х годов шаманизм в Сибири вновь возрождается. В некоторых
национальных республиках появились практикующие шаманы и
шаманизм стал вновь претендовать на роль господствующего
мировоззрения в обществе. Например в республиках Бурятия и
Тува шаманизм признан национальной религией. Здесь созданы
шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы.
Камлания происходят даже в кабинетах министров и
президентов.
читать
далее |
Алтайский шаман (начало 20
века).
Бурятский шаман
( открытка
1911 года)
Хакасский шаман Егор
Кызласов в полном облачении ( 1930
год).
|