К вопросу о камнях-артефактах северо-западного региона России.
Среди каменных древностей северо-запада помимо известных и более менее понятных чашечников, следовиков, рубежных камней(14-17вв.) встречаются и абсолютно неподдающиеся идентификации объекты, условно названные артефактами.
Здесь сразу следует отметить что речь идет именно о изображениях неопределенного происхождения (природного? искусственного?) и не имеющих пока логичной трактовки. Довольно интересной группой таких объектов и, как выяснилось достаточно широко(хоть и немногочисленно) распространенной являются черно-белые рельефные изображения на камнях. В районе д. Скреблово(Ленинградская обл.) обнаружено три таких объекта камень артефакт(1), возможный следовик(2) и еще один камень на котором просто половина поверхности снята до слоя другого(темного цвета). Технология получения изображения следующая - верхний слой породы снят на глубину до 1см, под ним обнажен слой другого цвета(темного). Что сразу бросается в глаза в камне(1) это явный намек на правильность в форме: прямые углы, относительно симметричные фигуры, общая нехарактерность изображений для природного происхождения, обработанность всех сторон, кроме одной(-нижней?). В камне(2) есть отдаленное сходство со следовиком (впрочем нечеткое и скорее гипотетическое) - выдолб, размером 53х11см, глубиной средне:1см., проходит по углу камня, как бы выделяя "пятку" - небольшую часть изображения. Для всех валунов этой группы нехарактерно расслоение породы, они не имеют естественных повреждений. Валуны ледникового происхождения. В Новгородской области есть сведения о двух близ расположенных камнях следовиках, выполненных по подобной "технологии" обработки камня, с рельефными(!!!) изображениями белых человеческой руки и трехпалой(птичьей?) лапы на вдавленном черном фоне. Кроме того есть сведения о камне с белым крестом на черном фоне и полосой по плите по диагонали(сообщение: С.Алексашин, верхнее Полужье).
(1фото)
(фото2)
Основными критериями отбора объектов являются: изображения правильных геометрических форм, симметрия изображений, отсутствие на камнях следов естественного разрушения, изображения имеют четкие резкие края с наклоном под прямым углом, которые вероятнее всего могли быть объяснены именно вырубкой, а также нахождение камней вблизи древних памятников-поселений, могильников...
Характерные признаки природного происхождения: камни имеют многочисленные разрушения породы, сколы, растрескивания, порода легко крошится, края изображений сглаженные, не четкие. Следует также сразу отбросить все камни "артефакты" находящиеся в прибойной зоне крупных водоемов, как заведомо природного происхождения...
Таким образом напрашивается предварительный вывод о том что такая технология обработки камня в данном регионе в древности была, если не широко распространена, то во всяком случае известна и задействована при создании культовых изображений на камнях - следов(еще язычество), крестов( уже христианство?), а прообразом могли служить природные гранитные валуны с прожилками контрастно выделяющимися на общем фоне (вот старинное сообщение о камнях у Ям-Ижоры "Путешествие 1805 г. ... По Московской дороге от деревни верхней Ижоры, которую просто называют Ижорою, на сорок первой версте от Санкт-Петербурга по левую, а на 44 версте по правую сторону дороги лежат два превеликих камня, из коих на первом гранитном находятся широкие белые полосы, а другой примечателен по сходству своему с копною сена.")
К другой категории, не обладающей столь явным намеком на искусственную обработку можно отнести камни с вырубленными(?) изображениями полос. Данные камни примерно в 8 из 10случаях все таки вероятно имеют природное происхождение(несмотря на непохожесть на "работу природы") - выветривание пород разной плотности оставляющее полосы более прочной породы, иногда проходящие прямыми углами и интересными фигурами. Однако некоторые подобные объекты можно трактовать и как сделанные(или доработанные?) руками человека (явно по природному прообразу). Самое первое сообщение о таких объектах принадлежит еще Ф.Н. Глинке:
"черный камень, небольшой в объеме, но весьма тяжеловесный, обвит весь разнообразно как бы тесьмой или лентою, на нем же выпукло иссеченою. На одном конце камня явственно иссечена стопа как бы обутого человека(ибо виден каблук и след), на другом противоположном: узел с раскинутыми концами). Середина все опутана часто пересекающимися выпуклыми линиями. Весь камень имеет вид спеленатой мумии"
(сообщение относится к Бежецкому уезду Тверской губернии, "Русский исторический сборник"1837г.)
Подобные "опутанные полосами" камни есть возле Скреблово(3) и Строганово(4). Скребловский камень выглядит явно недоработанным и вероятно является природного происхождения, артефакт возле Строганово имеет достаточно эффектный вид, все стороны кроме одной(-торцевой? нижней при постановке?) опутаны четко выделяющимися полосами, иногда правильных очертаний(прямой угол, треугольник), о происхождении и возможном назначении сложно что либо сказать...
Камень с выбитой ровной полосой по диагонали.Верхнее Полужье,
Фото- С. Алексашин
Примеры использования человеком природных особенностей камня:
:
Этот камень называется "крест-камень" лежит на развилке дорог в 1 км от деревни Кицково. Использовался местными жителями как талисман, когда они направлялись на рынок или ярмарку в Себеж, Люцин или ещё куда. "Нужно было до него дотронуться, поцеловать, и кинуть копеечку на счастье, она должна непременно со звоном удариться и как можно дальше отскочить", - записано со слов местной крестьянки-старожила Зайцевой Екатерины (107 лет) умерла в этом году.
(фото и сообщение Д.Дроздецкий)