Наскальные изображения в Карелии

На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы - уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).

Наскальные изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже - только по контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого, разумеется, не сохранилось.

Фантастическое начало в них тесно переплетено с реальным. Естественные черты сознательно деформированы, искажено реальное соотношение пропорций. Зачастую встречаются образы, которым трудно найти полное соответствие в окружавшей их авторов действительности. Это указывает на творческую, возвысившуюся до абстракции, природу наскальных изображений.

Петроглифы Онежского озера и Беломорья  созданы приблизительно в одно и то же время. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее их число почти в два раза выше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Очевидно, создателями наскальных изображений в обоих очагах были близкородственные протофинноугорские племена культуры ямочно-гребенчатой керамики.  Это подтверждают и раскопки близлежащих древних поселений.

В первой половине II тысячелетия до нашей эры петроглифы Онежского озера и Беломорья постепенно оказываются под водой. Однако, принято считать, что прекращение выбивания рисунков вызвано не какой-либо катастрофой, либо резким упадком культуры создавшего их народа, а изменением его мировоззрения и обрядов. Дальнейшее культурное развитие осуществляется путем возрастания роли слова, доминирования устного творчества. Прототипы некоторых эпических песен эпоса "Калевала", несомненно, имеют общие корни с запечатленными на прибрежных скалах многофигурными повествовательными композициями.

Примечание: православные кресты выбивались на скалах поверх петроглифов с целью нейтрализации "дьявольских картин".

 С сайта: http://heninen.net/petroglif

 

 

Хостинг от uCoz