Праудедки.
Утро следующего дня не принесло улучшения погоды. Было видно, как на озере из приносимых с северо-востока туч идут потоки дождя. И все-таки мы отправились к горе, где, по нашему предположению, находились Праудедки. Между Нижнекаменским погостом и горой Праудедков лежат три обширных болота, посреди которых возвышаются невысокие, поросшие лесом возвышенности. Одно из болот — пойма небольшого ручья с каменистым и извилистым руслом. По всей вероятности это и есть Кровавый ручей, описанный Чарнолусским. Назван он так потому, что якобы в верховьях дно его усеяно людскими косточками, оставшимися здесь после великой битвы лопарей с чудью. Конечно это только легенда. Переход занял чуть больше часа. Пейзажи — поистине фантастические — сменяли друг друга. Склоны гор и ложбины между ними покрывал седой ковер ягеля, и на нем контрастно выделялись тёмно-зелёные силуэты низкорослых полярных сосен с толстыми коричневыми стволами. То здесь то там словно вырастали каменные глыбы: от небольших валунов, раскиданных по ковру ягеля, до целых бастионов. По скалам расползались вертикальные и горизонтальные трещины и разломы; сверху, цепляясь корнями за трещины, росли чахлые полярные сосны, вид которых наводил на мысль о могучей силе противостояния жизни с жестокими северными ветрами – дыханием Арктики. Моросящий дождь придавал красноватой окраске гранитов и гнейсов, из которых сложены скалы, особую выразительность. Мы пристально вглядывались в камни в надежде увидеть Старика и Старуху. Вначале ничего не получалось. Мучило и сомнение, что мы ошиблись и пришли не туда. Но вдруг один за другим, стали различать в скалах какие-то образы, лица, причем каждый видел что-то своё и пытался объяснить и показать другим. Через некоторое время мы явственно увидели лицо Старика, который особенно выделялся во всей группе образов. Под низким, слегка скошенным лбом угадывались узкие глаза, хорошо заметен был большой нос, четко очерчены массивная борода, губы, скулы. Взор его был устремлён вдаль. Казалось, что он что-то высматривает на горизонте и сам стремится туда. Старик хорошо был виден только в профиль, стоило отойти на пару десятков метров в сторону, как черты его терялись
. Скала Дед
Среди других камней и трещин открывалось лицо Старухи. Казалось, оно покрыто морщинами. Плотно сжатые губы и глубоко запавшие глаза подчеркивали, что это действительно старуха. Её взор, да и весь вид, как и у Старика, устремлён вдаль, на восток к горизонту. Величина и выразительность этих лиц поражали и будоражили фантазию. А среди камней угадывались всё новые и новые лица людей, застывших в каком-то едином порыве, едином стремлении достичь чего-то, шедших куда-то, но окаменевших в движении. Создавалась иллюзия, что тела этих людей скрыты горой, а головы уже показались над ней. Мы долго бродили возле них, вглядываясь в лица, стараясь рассмотреть всё с разных ракурсов, ничего не упустить. Потом решили подняться на скалы, чтобы осмотреть окрестности и, может быть, увидеть то, к чему стремились эти окаменевшие люди…
Скала Старуха
Со скал открывался изумительный вид. Можно было окинуть одним взглядом всё Нижнекаменское озеро. Было видно, что средняя часть его заросла тростником. Далеко на юге виднелось русло Поноя, вытекающего из озера. На север до самого горизонта простиралась сосновая тайга на белом покрывале ягеля. На северо-востоке возвышалась гора Сейвин, с которой связана легенда— сплав древних саамских сказок, или сакк, и библейских историй. К этой горе, согласно легенде, причалил ковчег Ноя, когда знаменитый библейский потоп пошел на убыль. Для поиска земли Ной выпускал из ковчега уточку… Далеко на западе виднелась гора Колокольная, а на северо-западе стала скрываться в сизой дымке моросящего дождя гора Медвежья. По небу плыли низкие облака, придавая угрюмость окружающему нас пейзажу. Ветра не было, и всё вокруг окутывала какая-то звенящая тишина. Только два сокола сапсана кружили над нашими головами, разрезая воздух пронзительными криками. Нетрудно представить себе чувства древних саамов, пришедших однажды сюда и при свете красного, низко висящего над горизонтом солнца разглядевших в этих величественных скалах окаменевшие лица людей. Страх перед силами природы, подкреплённый языческими верованиями, создал у древнего народа восприятие этих скал в образе собственных предков, пришедших на эту землю и окаменевших. В слове "Праудедки", угадываются "предки", "прадеды"… Осмотрев вершины скал, мы в 2-х местах нашли округлые, как чаши, вогнутости, заполненные, как и во времена Чарнолусского, священной водой. Это из них, по саамской легенде-ловте "О начале человека" вырвалась струя воды, такая сильная, что скоро затопила землю, погубив всё. Я зачерпнул ладонями воду из чаши – она оказалась удивительно прозрачной и чистой, как будто и не дождевой, будто из глубин скалы сочится неведомый источник, который некогда стал причиной потопа. Мы вновь ступили на мягкий ковёр ягеля, чтобы ещё раз вглядеться в застывшие в камне лица. Где-то здесь, как описывал В.В.Чарнолусский, находится каменный лабиринт-вавилон, подобный тому, что есть в Кандалакше. Отличается он только тем, что далеко удалён от моря, опровергая тем самым мнение о том, что подобные сооружения строились поморами на берегу. Но поморы возводили подобные памятники с надеждой на удачу промысловых походов, а здешний лабиринт саамами, видимо, использовали для культовых обрядов и гаданий. Однако, осмотрев склоны гор, лабиринта мы не нашли. Возможно, он просто исчез со временем под пышным ковром ягеля. Но на одном из пологих выступов скал мы наткнулись на небольшой гурий из угловатых камней. От него открывалась замечательная панорама Праудедков, а за ними на дальнем плане скрывалось в сизой дымке Нижнекаменское озеро. После небольшого спора о том, кто мог построить гурий и с какой целью, мы ещё раз вернулись к Праудедкам, полюбоваться напоследок замечательным памятником природы и человеческой культуры. После полуторачасового перехода по тайге и болотам мы вышли к охотничьей избушке, где нас ждали обеспокоенные нашим долгим отсутствием Юра и Ярослав. Друзья всё это время занимались рыбалкой. Улов состоял из нескольких крупных окуней, и на ужин было жаркое из рыбы.
Летучий камень.
На утро, наши надувные суда пересекали озеро в южном направлении. Неизвестному хозяину зимовья мы в знак благодарности оставили сгущенного молока и конфет, выкроив из запасов экспедиции. Без труда отыскав проход в зарослях средней части озера, называемой «салмой», мы направились к Поною. Плыть по озеру помогало слабое течение, а весла изредка стучали о дно. Поной вытекал из озера широким рукавом, в котором повсюду торчали черные валуны. Под вечер вошли в русло. Слабый ветерок давно прекратил рябить поверхность понойских вод и чистая, как зеркало, река тянулась к горизонту, отражая в себе остроконечные ели на низких речных берегах. Где-то здесь должна находиться гора Сейдапахк со своим знаменитым сейдом. Осматривая в бинокль окрестности, я обнаружил на одной из гор черное пятно большого валуна. Вскоре стало видно, что валун этот стоит как на постаменте недалеко от вершины горы. Мы причалили к берегу в месте, от которого, как нам казалось, ближе всего до камня. Уже было ясно, что описанный В.В.Чарнолусским Летучий камень мы нашли, и от нас до него каких-то 500 м. Однако подходы к горе оказались очень трудными. Наш путь пролегал по болоту, сплошь заросшему густым, высоким, как стена, ивняком. Проломившись через болото, вошли в заболоченный лес, скрывший все ориентиры. Пробираясь по нему, едва не прошли мимо горы, но вскоре стал ощущаться подъём, а пышная болотная растительность сменилась ягелем. Лес поредел, всюду лежали стволы елей, все как одна упавших в одном направлении. Это работа жестоких осенних ветров, дующих с севера. Если знаешь эту особенность, вполне можно обходиться без компаса. Но вот и лес остался позади, и перед нами предстал во всём своём величии Летучий камень. Смолкли разговоры. В какой-то благоговейной тишине мы осторожно карабкались по скалам, преодолевая оставшиеся метры. Вот оно - чудо природы, случайность геологических процессов, или, может быть, результат творения какой-то мистической силы? На трёхметровом валуне-постаменте пирамидально-треугольной формы покоился уплощенный сверху и снизу гигантский камень. Лежал он так, что на постаменте находилась только меньшая его часть, по крайней мере, так виделось снизу. Казалось, что толкни его — и он свалится со своего ложа, а может быть он взлетит и отправится искать покоя в лучшие места, где не будет столь бесцеремонных пришельцев,как он сделал уже когда-то в стародавние времена…
Летучий Камень (снимок Чернолусского)
По саамской легенде этот камень прилетел откуда-то из Скандинавии. Он долго искал спокойного и благодатного места, опускаясь на землю во многих местах Лапландии, и не находил его. То горы не нравились ему, то воды и ветры, или люди относились к нему без должного уважения. И вот он нашел своё место здесь, на озере Вулиявр, на высокой горе, покрытой сединой лишайников. Сел он на своё будущее ложе, как бы ещё не решив окончательно остаться здесь. Повернулся лицом на обширное понойское болото со святым потаённым озером Сейдъявр и понравилось ему эта земля. Здесь он обрёл покой и отдых. Так с тех пор и покоится он здесь, пока ещё остаётся нетронутым этот уголок природы, пока ещё люди относятся к нему с должным уважением и почтением. История не донесла до нас полностью легенды о Летучем камне, только её отзвуки. Саамы крайне неохотно посвящали в свои тайны чужеземцев, даже тех, с которыми долго жили вместе, кого уважали. Тайны народа саами - только для самих саами. Не поведали они легенду о Летучем камне и В.В.Чарнолусскому, хотя в те времена кто-то из них ещё помнил её. Чарнолусский уловил лишь обрывки этого мифа, которые я здесь привёл. В настоящее время, эти обрывки – все, что нам осталось. И ещё этот камень. Мы осторожно трогали его ладонями. Удивительно, но породы, из которых сложены камень и постамент, совершенно разные. Породы камня очень темные, даже черные, тогда как постамент и выходы окружающих скал состоят из каких-то светлых гранитогнейсов, которые к тому же местами покрыты серебристыми лишайниками. Так что по цвету, Летучий камень, очень сильно контрастирует с окружающим его фоном и хорошо выделяется на нём.
Я думаю, любой человек, даже ничего не знающий об этом камне, оказавшись около него, испытал бы чувство удивления. Что же говорить о древних лопарях, почитавших святые камни… Они обожествили Летучий камень. Приходили к нему со своими горестями и болезнями, ожидали от него помощи, удачи в своих делах. Сколько раз предсказатели-нойды пользовались тем страхом и почтением, которые внушал Летучий камень людям! В прошлом веке, во время активной христианизации народов Севера, русские миссионеры пытались свалить этот камень, уничтожить его как символ язычества. С этой целью вокруг него возводились строительные леса. Но попытка успеха не имела. Мы стояли на скале рядом со священным камнем. На запад от горы Сейдапахк до горизонта тянулось обширнейшее болото, ровное, как стол. Неподалеку голубело небольшое округлое озеро. Это, по всей видимости, и было описанное Чарнолусским озеро Сейдъявр – озеро Свято. Название это не фигурирует ни на одной топографической карте. Долгое время существование озера саами держали в строжайшей тайне: с ним был связан один из культовых обрядов, который не так давно ежегодно проводился здесь. Об этом обряде В.В.Чарнолусский услышал от местных жителей целую сагу. Её обрывки и сейчас знают многие жители Кольского полуострова. Суть обряда состояла в том, что раз в год, в день указанный нойдой, все жители окрестных погостов отправлялись на озеро ловить рыбу. Шаман выбирал самую красивую девушку – символическую жертву озеру. Ее украшали водорослями, поднятыми со дна, и везли на первом баркасе. Процессия в полной тишине заплывала в озеро. Сигнал к началу лова давал тот же шаман, руководствуясь наблюдениями различных природных явлений, в частности цветением морошки. Сети забрасывали только один раз, но вылавливали столько, что хватало всем. После лова все удалялись с озера. Девушку увозили с собой, но уже на последнем баркасе. Протоку в озеро тщательно маскировали. На Кольском полуострове подобных озёр много. По всей видимости, все они служили местом такого обряда. Обычно они удалены от поселений, скрыты от взоров чужаков и к ним ведет одна дорога — узкая протока. Самое знаменитое из таких озёр – Сейдозеро в Ловозёрских тундрах, где мы в прошлую экспедицию впервые услышали эту легенду от местных жителей. Оставаться дольше у Летучего камня у нас уже не было времени, и мы, окутанные облаком комаров, отправились к берегу Поноя. Кто-то заметил, что у камня нас совершенно не беспокоили комары, хотя ветра, который мог бы их сдуть с вершины горы, не было. Стоял настоящий штиль, характерный для этих краёв в вечернее и ночное время летом. Усмотрев в этом нечто сверхъестественное, мы отошли от берега и поднажали на вёсла. Впереди нас ждал трудный волок в бассейн реки Стрельны, продолжительный сплав по реке с порогами до побережья Белого моря. Но основная цель экспедиции была достигнута. Мы нашли забытые памятники старой лопарской культуры, которые описал и донёс до нас В.В.Чарнолусский в своём замечательном произведении "В краю Летучего камня". И хотя с тех пор прошло много десятилетий, они сохранились нетронутыми и по-прежнему представляют культурную и историческую ценность.
С сайта http://fotookna.ru